Как тренировать плохую память? Минский невролог — о нейробике

Если человек изо дня в день выполняет однотипные дела, ему становится сложнее заниматься чем-то новым: память ухудшается, концентрации не хватает для решения поставленных задач, а какая-то информация вовсе недоступна для понимания. Чтобы такого не происходило, нужно регулярно тренировать мозг и заниматься нейробикой. Что это такое, корреспонденту агентства «Минск-Новости» объяснила врач-невролог УЗ «32-я городская клиническая поликлиника» Анна Алешко.

Нервные клетки не восстанавливаются?

Если вы верите в этот миф, то можете выдохнуть спокойно. Еще в 1998 г. американские ученые доказали, что у взрослых могут появляться новые нервные клетки. По словам специалистов, ослабление умственных способностей с возрастом происходит по причине истощения отростков нервных клеток, пропускающих импульсы. Тут ситуация такая же, как с мышечной памятью: если периодически их не стимулировать, то они атрофируются. Нужно время от времени заниматься специальными упражнениями. Именно для этого и служит нейробика. Разработал эту необычную зарядку для головного мозга профессор нейробиологии Лоренс Кац (США).

Гимнастика для памяти

Из-за плохой памяти случается немало проблем. В магазине забываешь купить какие-то продукты, услышанные слова вылетают из головы, а имя человека, с которым только что познакомился, при всем желании не вспомнишь. «Старею», — отшучиваются тогда люди.

— Нейробика — это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность мозга к работе в любом возрасте. К тому же она помогает улучшить концентрацию внимания, — рассказывает А. Алешко.

Ею могут заниматься люди всех возрастов: малыши, подростки, пожилые люди. По словам невролога, функции нейробики для всех поколений одинаковы — стимуляция работы мозга и тренировка памяти. Углубленно этот вопрос стала изучать фельдшер-валеолог Галина Каменщикова.

— К нам приходит много пожилых пациентов, которые жалуются на потерю памяти и хотели бы как-то это исправить. Но чудодейственных лекарств не существует. Да и я не тот врач, который выписывает таблетки, как Анна Станиславовна. Меня саму заинтересовала нейробика. Стала искать и читать всю литературу по этой теме, — рассказывает Г. Каменщикова.

У женщины довольно возрастные родители: отцу 86 лет, матери — 81 год. Из-за болезней и нарушений опорно-двигательного аппарата ее папа не выходит на улицу уже несколько лет. И Галина заметила, что в силу возраста память отца стала ухудшаться. Женщина решила применить полученные из литературы знания на практике: побочных эффектов у нейробики нет, потому задания уж точно не стали бы лишними.

— Он у меня сладкоежка, очень любит конфеты, — улыбается фельдшер-валеолог. — Я ему предложила упражнения на моторику и запоминание. «Когда съешь конфетку, на этой неделе складывай обертку в форме ромбика, на следующей — в форме квадратика, через одну — в виде линеечки». И он действительно стал выполнять это задание.

Отец Галины — честный человек, который всегда показывал свой результат дочери. Сначала фигуры были неровными. Потом это простое упражнение стало привычкой и даже неотъемлемой частью жизни, ведь он складывает бумажки от конфет на протяжении уже трех лет!

— Здесь задействованы два полушария: одно отвечает за движение, второе — за запоминание. Я заметила, что его память действительно улучшилась, а все обертки у него уже получаются аккуратными и ровными, хотя вилку он держит с трудом, — подчеркивает Г. Каменщикова. — Мама же у меня активная личность, такое упражнение ей не совсем подходит. Я предложила другое: запоминать телефонные номера. Не мобильные, потому что это сложнее из-за кода оператора, а городские. Сейчас она самостоятельно набирает всех родственников без телефонной книжки.

Упражнения, которые можно выполнять на ходу

У нейробики масса преимуществ, которые делают ее выгодной для всех возрастов: она бесплатна, доступна и не занимает много времени. Не нужно тратиться на покупку предметов или лекарств, ведь во многих упражнениях задействовано лишь тело. Почти все задания можно выполнять дома, на работе, даже в общественном транспорте, и занимают они всего несколько минут. Можно поехать в новое место, пойти домой другой дорогой, каждое утро вдыхать непривычный аромат духов, купить журнал на тему, которой раньше не увлекался, —все это помогает улучшить память.

— Помню, профессор Эндрю Паркер проводил исследование на эту тему, — рассказывает А. Алешко. — В эксперименте были задействованы более 100 добровольцев. Участников разделили на две группы: одна из них ежедневно выполняла синхронные движения зрачками обоих глаз из стороны в сторону в течение 30 секунд, а другая — нет. В итоге оказалось: участники первой группы запоминали большее количество слов, звуков и изображений, чем остальные. Так Эндрю Паркер установил, что это упражнение улучшает память минимум на 10 %.

— Когда у человека начинает ухудшаться память?

— Тут все индивидуально. Обычно люди сами за собой это замечают. У многих сейчас сидячий образ жизни: сидим в офисе, приходим после тяжелой работы и усаживаемся на диван. Каждый день одни и те же дела, однообразные занятия, даже дорога к магазину не меняется. При таком образе жизни не сразу понимаешь, что память ухудшается, пока не начинаешь безрезультатно что-то вспоминать. Зато теперь мы знаем, что советовать нашим пациентам, когда они приходят с такой проблемой в поликлинику, — рассказывает невролог.

По индивидуальной программе

Врач рассказала, что в нейробике много упражнений, но подходят они не каждому. Например, человеку после инсульта не скажешь выполнять «летучую мышь» — ходить вечером по квартире с закрытыми глазами. Пожилых людей не попросишь менять рабочую руку на другую во время чистки зубов или приема пищи.

— Надо подходить индивидуально к каждому человеку. Все упражнения можно найти в Интернете. Будет просто замечательно, если пациент прислушается к нашему совету и станет их добросовестно выполнять. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что это надо делать ежедневно. Тогда и будет результат. Как я всегда говорю, здоровый образ жизни никому не навредит, — завершает Г. Каменщикова.

minsknews.by

Упражнения после инсульта

Нарушение мозгового кровообращения — это сложное и опасное поражение центральной нервной системы. Клиническая картина заболевания многообразна и зависит от многих факторов, влияющих на состояние больного, на качество и скорость восстановления.

Чем раньше начата реабилитация после инсульта, тем выше прогноз на излечение больного. Потеря даже одной недели времени в период реабилитации может обернуться серьезными потерями в будущем.

В первые недели после выписки необходимо определиться со своими возможностями. Следует вести как можно более подвижный образ жизни, но и соблюдать осторожность. Нагружать организм нужно постепенно. Различные физические нагрузки, которые были обычными до инсульта, теперь являются неприемлемыми. В первые дни даже любые простые действия могут служить тренировками.

Заниматься восстановлением организма нужно комплексно. Нельзя рассматривать восстановление руки или ноги по отдельности.

Несколько простых советов для ускорения восстановления:

  1. Следует ложиться спать таким образом, чтобы вставать утром на пораженную ногу. Это будет развивать ее дополнительно.
  2. Контролируйте руку и ногу находясь в положении сидя. Меняйте положение руки, заведите ее за спину, положите на спинку кресла, дивана, отводите в сторону. Старайтесь, чтобы обе ноги нагружались одинаково.
  3. Выполняйте упражнения для руки и ноги дублируя их здоровой конечностью.
  4. Подберите удобную обувь для ходьбы.
  5. Упражнения выполняйте в спокойной обстановке.

Программа реабилитации после инсульта составляется врачом неврологом с учетом особенности конкретного больного и проводится под его контролем.

В кардиологическом санаторном центре Переделкино разработана и успешно применяется медицинская программа Восстановление после инсульта.
Подробнее здесь

Лечебная гимнастика после инсульта

Приступая к занятиям лечебной физкультурой следует соблюдать следующие правила:

  1. Выполнение упражнения не должно быть сопряжено с болью, особенно с ее усилением. Болезненные ощущения могут присутствовать, но они должны постепенно ослабевать, через несколько занятий организм привыкнет к нагрузкам и выполнять упражнения станет легче.
  2. Следует разогревать восстанавливаемую часть тела перед началом занятия. Для этого подойдет горячая ванна, душ или можно положить на это место грелку на 10 минут. Такая процедура поможет уменьшить болевые ощущения и мышечную скованность.
  3. Начинать следует осторожно, постепенно набирая амплитуду и динамику движений.Важно контролировать ход занятия, чтобы избежать неприятных неожиданностей или боли.
  4. Лечебной физкультурой следует заниматься каждый день. Тренировки должны войти в привычку. Ежедневные упражнения обязательно приведут к положительным изменениям, но результат может проявиться не сразу. Будьте терпеливы.

Универсальный комплекс восстановительных упражнений

Больным, перенесшим инсульт с двигательными нарушениями, следует получить консультацию специалиста по лечебной физкультуре. После нее назначается индивидуальный комплекс упражнений для восстановления функций парализованных конечностей. Если нет возможности получить рекомендации от врача, то можно ежедневно выполнять комплекс упражнений по такой схеме:

  1. Исходное положение: сидя на стуле. Вдох носом — живот надуть, выдох ртом — живот втянуть.
  2. Сидя на стуле, положить руки на колени. Поднять одновременно кисти и стопы и опустить их 5-6 раз.
  3. Руки вдоль туловища. Кисти развернуть внутрь, затем наружу, выполнить 5-6 раз.
  4. Кисти рук на коленях. Перекат стопы с пятки на носок 5-6 раз.
  5. Руки вдоль туловища. Круговые движения плечами вперед и назад по 5 раз в каждую сторону.
  6. Кисти рук на коленях. Шагать сидя на месте по 5 раз каждой ногой.
  7. Руки согнуть в локтях, кисти прижать к плечам. Круговые движения руками вперед и назад по 5 раз.
  8. Сидя на стуле, скользить ногами по полу, как на лыжах, по 5 раз каждой.
  9. Кисти соединить в замок. Круговые движения вперед и назад по 5 раз.
  10. Круговые движения одной ногой, скользя по полу стопой в одну и другую сторону. По 5 раз каждой ногой.
  11. Кисти в замок. Круговые движения выпрямленными руками в одну и другую сторону по 5 раз.
  12. Стопы на ширине плеч. Колени развести в стороны. Наклонить одно колено внутрь, вернуть в исходное положение. По 5 раз каждой ногой.
  13. Кисти в замок. Прямые руки — вверх, опустить за голову, затем поднять вверх и опустить на колени 5 раз.
  14. Кисти на коленях. Отвести вправо правую руку и правую ногу, затем вернуть в исходное положение. По 5 раз каждой рукой и ногой.
  15. Руки согнуть в локтях, кисти к плечам. Локти отвести назад, прогнуться — вдох. Локти вперед, соединить, наклон — выдох.
  16. Одну ногу разогнуть в колене, носок потянуть на себя, вернуть в исходное положение. То же другой ногой. По 5 раз.
  17. Руки согнуть в локтях, поднять вверх — вдох, опустить через стороны вниз — выдох.
  18. Велосипед одной ногой вперед и назад, затем другой ногой. По 5 раз.
  19. Кисти в замок. Вывернуть ладони наружу. Потянуть руки вперед — выдох. Руки отдыхают на груди — вдох.
  20. Ноги разогнуть в коленях, пятки на полу. Поочередное сгибание и разгибание стоп.
  21. Ноги разогнуть в коленях. Руки согнуть в локтях. Круговые движения кистями и стопами в одну и другую стороны по 5 раз.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить в комплексе с другими методами реабилитации — физиотерапией, медикаментозной терапией, водолечением и др.

Наибольший эффект в восстановлении достигается при сочетании лечебной гимнастики и массажа (классического, общего и сегментарного)

Комплекс упражнений после инсульта при нарушениях опорно-двигательной системы.

Упражнения можно выполнять как в первые месяцы после инсульта, так и в более поздний период.

При выполнении упражнений следует избегать переохлаждения и сквозняков, чтобы не увеличивать напряженности в мышцах. Не стоит делать круговых движений головой — это может усилить боль и продлить острый период заболевания.

Упражнение 1

Исходное положение: сидя на стуле с крепкой спинкой и без острых углов. Положить руки на затылок и прогнуться назад так, чтобы позвоночник был прижат к верхнему краю спинки стула, при этом выгибается и грудной отдел позвоночника. Прогнуться назад и наклониться вперед 3-4 раза.

Дыхание: при прогибе назад — вдох, при наклоне вперед — выдох. Это облегчает движения и тренирует легкие.

Упражнение 2

Исходное положение: лечь на спину, под спину в области грудного отдела позвоночника подложить валик (жесткий, диаметр — 10 см)

Заведя руки за голову, лечь на валик. Прогнуться, потом приподнять верхнюю часть туловища. Чтобы разработать разные участки грудного отдела позвоночника, следует передвигать валик и повторять упражнение по 3-4 раза.

Дыхание: при прогибе назад — вдох, при подъеме — выдох.

Упражнение 3

Исходное положение: сидя или лежа.

Обернуть полотенцем нижнюю часть грудной клетки. Взяться руками за свободные концы. Сделать глубокий вдох. При выдохе сильно стянуть полотенце, способствуя тем самым полному выдоху.

Снова сделать вдох, ослабив натяжение полотенца. Повторить 5-10 раз.

Упражнение 4

Исходное положение: сидя или стоя, ноги при этом держать немного врозь.

Выпрямить руки над головой, обхватить левой запястье правой. Наклониться как можно больше влево и немного потянуть правую руку. При этом справа будет ощущаться скованность боковых мышц грудной клетки. Затем поменять руки. Наклониться вправо и потянуть левую руку.

Повторить 5-10 раз в каждую сторону.

В кардиологическом санаторном центре Переделкино проводятся индивидуальные и групповые занятия ЛФК в зале и бассейне под руководством инструктора.

Гимнастика для мозга

Если нашему мозгу не давать ежедневную работу, то он дряхлеет и не распознает команду «Думай!». Если нагрузка на мозг есть, то образуются новые связи между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой. В вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны — длинные и толстые отростки нервной клетки, по которым импульсы идут от нее на периферию, быстрее проводят нервные сигналы.

Нейробика

Мозг нельзя накачать как мышцы, например, печатая на компьютере, рано или поздно он отбросит рутину как ненужную.При выполнении обычной рутинной работы усилий мозга не требуется и память ослабевает, концентрация внимания падает. Поэтому придется его удивить или даже обмануть необычной гимнастикой.

20 лет назад нейробиолог Лорен Кац и писатель Мэннинг Рубин придумали методику тренировки для нашего мозга. И теперь каждый может выбрать в книге «Фитнес для ума» самые подходящие упражнения для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей в любом возрасте и в любой обстановке.

Несколько способов удивить мозг

  • Попробуйте есть, писать, чистить зубы левой рукой, если вы правша. И наоборот, если вы левша.
    Это упражнение приводит к тому, что активация моторной зоны коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и развивает мышление.
  • Попробуйте на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане.
    Это упражнение обостряет новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы, что является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.
  • Меняйте привычный имидж, экспериментируйте с одеждой, прической.
    Человек по-разному ощущает себя примерив новый имидж и у него меняется образ мыслей.
  • Ходите и ездите на работу ил в магазин новыми маршрутами, ходите по музеям и выставкам.
    Этим развивается пространственная память и даже, по мнению некоторых ученых, увеличивается размер гиппокампа — области мозга, отвечающей за память и эмоции.
  • Попробуйте отвечать на привычные вопросы типа «как дела?», «что нового?» всегда по новому, откажитесь от стереотипов. Этим вы стимулируете память и центр речи в мозге — левую височную область зон Вернике и Брока.

На активность мозга влияют и традиционные физические нагрузки. Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего по 3 часа в неделю, увеличивает объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальной областях, которые отвечают за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое.

Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.

 

Всё о нейробике
peredelkinokardio.ru

Что такое нейробика. Аэробика для мозга.

Аэробика для мозга – так часто называют нейробику, так как «нейрон» + «аэробика» означает «упражнения для нейронов». Чтобы быть в тонусе и поддерживать высокую работоспособность, необходима зарядка – причем, как для мышц, так и для мозга. И если для мышц существует огромное количество упражнений, то для мозга специально разработана нейробика – эти именно то, что позволит мозгу быть в отличной форме.

Откуда взялась нейробика?

Как известно, нервные клетки не восстанавливаются – эту теорию каждый из нас слышал в детстве. Но оказывается, новые нервные клетки могут появляться в организме взрослого человека. Это было доказано в ходе экспериментов, которые проводила группа ученых из Америки. Оказывается, у людей уменьшаются умственные способности не из-за отмирания клеток, а из-за истощения дендритов – это такие отростки нервных клеток, пропускающие через себя импульсы от нейронов к нейронам. Вот если дендриты не стимулировать, хотя бы время от времени, они могут атрофироваться и потеряют свои способности проводить нервные импульсы. Это процесс скорее физиологический – происходит то же самое, что и с мышцами, которые без физической нагрузки очень быстро потеряют функциональные способности.

Раньше считалось, что только детский организм способен стимулировать рост новых дендритов, но, оказалось, взрослые люди тоже могут вырастить дендриты – не страшась потерять старые клетки.

Благодаря экспериментам, ученые смогли доказать, что в мозгу взрослого человека нейронные сети могут меняться. Такое открытие и стало основой для разработки нейробики. Оказывается, благодаря таким упражнениям можно сохранить твердую память и здравый ум до самой глубокой старости.

В чем суть нейробики

Отличие нейробики от других упражнений в том, что задачи, которые предлагает эта методика, направлены на задействование всех пяти чувств, которые должны использоваться в непривычных комбинациях. Именно такие неожиданные решения способны дать толчок мозгу для обдумывания решений для новых, ранее несвязанных ассоциативных связей, которые ранее существовали между определенными видами информации.

Если заставить мозг человека комбинировать ощущения, тем более в необычных сочетаниях, то он обязательно начнет вырабатывать нейротропин. Именно то, что надо для роста новых нервных клеток и роста числа дендритов.

Именно в этом и заключается суть нейробики – нужно ежедневно заставлять себя думать и решать различные вопросы – лучше всего непривычные, далекие от ежедневной рутины и шаблонных действий. Необходимо менять привычки на новые действия, чтобы при этом еще и работали другие органы чувств. Желательно вообще пытаться все ежедневные обязанности решать необычным способом. Помните, что привычка способна иссушить мозг, а чтобы сохранить его в «живом» состоянии, необходимо поменять стиль жизни и обогатить ее совершенно новыми впечатлениями.

Кому нужна нейробика?

Ученые доказали, что нейробика полезна абсолютно в любом возрасте! Для детей такие упражнения помогут научиться концентрировать внимание и помогут мозгу усваивать новые знания. А людям старшего и преклонного возраста такие занятия помогут поддержать мозг в тонусе, что позволит избежать ухудшения памяти, которое приходит с возрастом.

Благодаря нейробике, можно развивать воображение и учиться мыслить абстрактно. Эти упражнения даже могут заметно уменьшить депрессию.

Уникальность нейробики в том, что заниматься ею можно в любое время, не зависимо от того, где вы конкретно находитесь. Восстанавливать нервные клетки, оказывается, не так уж и сложно – это можно делать по дороге в магазин, принимая душ или готовя обед у плиты.

Нейробика: разновидности упражнений

Самое главное правило нейробики: никакого однообразия, никакой рутины, никаких унылых привычек! Решайте вопросы и проблемы необычным для себя способом – заставьте свой мозг не просто выполнить команду, а предварительно подумать над этим. Вот некоторые варианты того, как разнообразить привычные каждодневные вещи – и полезно, и приятно.

  1. Измените свой ежедневный маршрут от дома до работы (учебы, магазина, детского сада). Пусть даже новая дорога займет больше времени или вам придется поменять два автобуса, но это очень полезно для вашего мозга. Все дело в том, что привычка, как и дорога, которую ежедневно вы преодолеваете до поставленной цели, способна притупить восприятие реальности. К примеру, старайтесь менять свой маршрут – выбирайте разные улицы или хотя бы обходите магазины и другие объекты с разных сторон. Благодаря этим упражнениям вы сможете развить пространственную память.
  2. Если у вас «ведущая» правая рука, то время от времени делайте все манипуляции только левой рукой. Например, почистите зубы, причешитесь, возьмите ложку или ручку и выполните действия. То же самое необходимо проделывать, если вы левша, но только с правой рукой. Если вы будете ежедневно пытаться написать хоть пару строчек той рукой, которая в привычной жизни у вас не ведущая, то это позволит укрепить связь между полушариями, к тому же такие упражнения помогают развивать интеллект.
  3. Чтобы задействовать цепочки нейронов, можно с утра вместо привычного кофе понюхать что-то другое – не менее ароматное.
  4. Даже если вы выполняете привычные ежедневные рутинные дела, вы можете тренировать мозг – достаточно выполнить их с закрытыми глазами – на ощупь. Благодаря этому мозг активизирует те сенсорные участки, которые в головном мозге просто не задействуются в привычной жизни.
  5. Нейробика также советует развивать и тактильные ощущения. Если вы научитесь буквально по одному прикосновению различать, скажем, монеты разного достоинства, либо освоите шрифт Брайля (система для людей, потерявших зрение).
  6. Знакомьтесь и общайтесь с незнакомыми людьми, посещайте новые страны, города или хотя бы улицы. Старайтесь как можно больше узнать о тех местах, где вы бываете.
  7. Читайте как можно больше, но не только художественную литературу или любимые журналы. Начните читать о том, что вас раньше не интересовало.
  8. Отвечая на вопрос друзей, постарайтесь придумать как можно более нестандартный ответ.
  9. Если вы любите готовить, приготовьте что-то необычное и экзотическое – что вы раньше не могли себе позволить или просто никогда не пробовали.
  10. Попробуйте придумать свои собственные шутки – запоминайте анекдоты и рассказывайте их друзьям. Это поможет не только провести зарядку для ума, но и будет развивать креативность мышления.
  11. Смотрите телевизор без звука, при этом попытайтесь угадать, о чем идет речь в передаче (или фильме).
  12. Старайтесь время от времени делать перестановку в квартире или офисе. Примерно раз в семь-десять дней переставляйте вещи в доме или обновляйте фон рабочего стола в компьютере.
  13. Меняйте как можно чаще свой имидж или хотя бы цветовую гамму, которой отдаете предпочтение.

Всё о нейробике
www.sbpo.ru

Что такое нейропластичность?

Когда-то считалось, что мозг взрослого не пластичен, но оказалось, что это не так. Отдельные нейроны и целые структуры могут менять связи и формировать их, адаптируясь к изменениям. Термин «нейропластичность» был введен польским нейрофизиологом Ежи Конорским еще в середине прошлого века, но исследовать нейропластичность начали сравнительно недавно.

Статья проверена кандидатом медицинских наук, неврологом Euromed Clinic — Павлом Сергеевичем Дыниным.

Синаптическая пластичность

Если такое происходит со множеством нейронов в одной области, появляются целые «команды» нейронов — нейросети. Именно так формируется память или новые навыки. Мы приучаем «команды» нейронов общаться, активируя их снова и снова нашей стимуляцией (учимся кататься на лыжах, например), и в какой-то момент связь «команды» становится прочной и тело легко повторяет знакомые движения.

Наоборот, если мы долго не пользуемся ранее привычными навыками, тропинки зарастают — нейроны в этой области общаются реже, и связи между ними слабеют. Так мы забываем ненужный нам иностранный язык, а пациент, оказавшийся на зондовом кормлении, разучивается глотать. Казалось бы, от этого явления один вред, но нет: именно так можно, например, отучить себя от предрассудков (усилием воли перестать плохо думать о людях другой национальности) и даже ослабить депрессию. Когнитивные терапевты предлагают пациентам найти привычные «дорожки», по которым ходят их депрессивные мысли, и протоптать взамен них другие, а эти оставить «зарастать». И это работает.

Пластичность целых областей мозга

Области, отвечающие за определенные функции, могут увеличиваться и уменьшаться в результате тренировки. Например, в коре мозга людей, упражняющихся в игре на фортепиано, очень быстро увеличиваются области, которые отвечают за движения пальцев. Более того, области увеличивались, даже когда участники исследования лишь думали о том, как они будут играть. Также доказано, что у опытных водителей такси гиппокамп, отвечающий в том числе за пространственное мышление, становится больше по мере увеличения водительского стажа.

На этом основан принцип реабилитации мозга после травмы или инсульта. Предположим, у пациента плохо работает левая рука. Ему предлагают ограничить движения здоровой руки и попробовать действовать поврежденной. Мозг начинает увеличивать размеры зоны, отвечающей за поврежденную руку, вовлекая в процесс управления рукой здоровую часть двигательного отдела, включая соответствующие зоны в противоположном полушарии. Таким образом, мозг реорганизует свою деятельность, адаптируется, и рука начинает шевелиться лучше.

На нейропластичности основаны методы, связанные с биологической обратной связью. Эти методы позволяют лучше научить мозг управлять разными функциями организма, например, зрением при некоторых видах его нарушения. Метод предполагает тренировки с приборами, дающими обратную связь при выполнении специальных упражнений. По-видимому, наше зрение на три четверти делает мозг. Обучаясь адаптироваться к тем особенностям зрения, которые невозможно исправить, можно научить мозг корректировать неверную картинку и «неправильными» глазами видеть более «правильно». В школах зрения нейропластичность используется путем выполнения специальных заданий: читать надписи разного цвета и размера, оценивать расстояние до объекта. Задания предлагает программа, оценивающая прогресс пациента.

Ученые полагают, что когда область, отвечающая за ощущения, идущие от ампутированной руки или ноги, «лишается работы», соседние области спешат взять их функцию на себя. В результате та часть тела, за которую они отвечали изначально, начинают воспринимать ощущения «за себя и за того парня» (то есть, ампутированную конечность).

От чего зависит нейропластичность

  • От состояния сосудов. Чем активнее кровоснабжение мозга, тем лучше работают нейроны.
  • От возраста. Все-таки нейропластичность выше у молодых, чем у пожилых людей.
  • От тренировки. Чем чаще мы повторяем определенное действие, чем интенсивнее и методичнее мы стремимся обучиться, тем выше вероятность, что нейроны будут кооперироваться для выполнения этого действия.
  • От времени начала тренировок. После травмы или инсульта лучше начинать тренироваться как можно раньше, так как иначе мозг успевает адаптироваться к происходящему (перестает учитывать поврежденные функции), и активизировать их со временем становится труднее.
  • От разнообразия практики. Чем чаще мы применяем нейропластичность, тем она выше. При обучении конкретному навыку растет обучаемость нашего мозга вообще.

Упражнения, направленные на повышение нейропластичности

Все эти упражнения связаны с тем, чтобы предложить своему мозгу выполнять привычные для него вещи непривычным образом и собирать для этого «другие команды» нейронов. Тренируя мозг на непривычные действия, мы держим его в тонусе и улучшаем обучаемость.

  • Действовать не ведущей рукой

Для начала можно попробовать чистить зубы или есть другой рукой. По мере того как вам будет проще делать это, перейдите обратно на ведущую руку.

Попробуйте есть, принимать душ, делать другие привычные вещи с закрытыми глазами (только осторожно).

Найдите десять новых способов добраться до работы. Пообедайте не в том месте квартиры, где вы это делаете обычно.

  • Смотреть на мир перевернутым

Можно делать это, заглядывая «под коленки», как это делают дети, или переворачивать привычные предметы и разглядывать их в другом ракурсе.

Всё о нейробике
euromed.ru

(Visited 299 times, 1 visits today)